«Великий квадрат не имеет пределов».
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечёт интересное дело."
Японская мудрость.
Почему так трудно
идет изучение математики в старших классах в школе? Я думаю, что причины
этого связаны с курсом геометрии. Но трудности усвоения – следствие
традиционного обучения в начальных классах, причем они имеют и предметные, и
психологические причины. Первые из них связаны с тем, что на начальном этапе
изучение идеальных геометрических объектов предполагает предъявление реальных
предметов в качестве моделей этих объектов. А то, что мир школьной геометрии
требует постоянного обращения к образам, особенно на первых этапах знакомства с
ним, определяет и причины психологического характера. Вызвано это тем, что
образная деятельность сложна и многогранна. А учащимся
трудно поддаются образность, субъективность, целостность восприятия в силу различных причин, в том числе как физических так и
психологических.
Но вот образную, наглядную модель
евклидовой геометрии позволяет создать во многом оригами. И искусство и наука. Изучение
превращений квадратного листа бумаги, возможно, - один из наиболее интересных
путей создания образов плоских и пространственных геометрических фигур и
накопления практического опыта работы с ними, изучения серьезных вопросов
евклидовой геометрии. И не только…. Некоторые проблемы и задачи современной
геометрии, такие как золотое сечение, фракталы,
и не только, находят красивое воплощение
в оригами. Очень красиво можно показать
, как разделить отрезок на равные части,
как окружность
поделить на 5 - 9 частей, как доказать признаки подобия треугольников с помощью
обычного квадрата . Оригами побуждает изучать геометрию вместе с арифметикой. В
этом случае занятия оригами будут иметь смысл и цель: геометрические фигуры
станут объектом исследования, а числа – его средством. Соединение
математики с оригами приводит к идее совместного изучения планиметрии и
стереометрии. Каким
образом оригами подготавливает ум детей к «надлежащей оценке науки»? Думается,
что путём обобщения: переноса действий с квадратом на любой объект, на любой
случай. В арифметике, если действовать по аналогии, деление надо было бы
поставить на первое место, а все арифметические операции рассматривать
совместно. Пифагору
ставят в заслугу, что он соединил геометрию с арифметикой Школьная арифметика
очень мало использует геометрию, а отсюда как следствие, плохие вычислительные
навыки у школьников и студентов.
Таким
образом, оригами побуждает изучать геометрию вместе с арифметикой. В этом
случае занятия оригами будут иметь смысл и цель: геометрические фигуры станут
объектом исследования, а числа – его средством. Свойства чисел будут изучаться
с помощью фигур, а фигуры с помощью чисел. …
|