РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА «ОРИГАМЕТРИЯ»
Смоленск
РАССМОТРЕНА на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин Протокол № 1 от ____________ Пр.цикл. комиссии ___________
Данная Программа предназначена для организации внеурочной работы учебной дисциплины Математика (алгебра, начала математического анализа; геометрия) для специальностей среднего профессионального образования технического профиля. 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов 07.02.01. Архитектура 21.02.06 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения 21.02.05. Земельно-имущественные отношения
Разработчик: Божок Лариса Викторовна, преподаватель математики высшей квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Оригами - это философия и математика, начертательная геометрия и искусство, гармонии, но сочетающееся с любым видом изобразительной деятельности. Работая в данном направлении, можно заниматься как техническим моделированием (изготовлением моделей и технических объектов), так и художественным конструированием из бумаги (изготовление сувениров, открыток, коллективных панно). Цель программы: • с помощью оригами подготовить студентов к успешному усвоению специальных предметов, и повысить уровень их математической культуры; • не просто научить изготавливать оригамские фигурки, а приобщить к творчеству, дать возможность ощутить себя авторами художественного произведения; • углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой курса математики, раздела «Стереометрии»; • организация самостоятельной работы при ведущей и направляющей роли преподавателя. Задачи программы. 1.Демонстрация методов математического моделирования в приложении к решению конкретных практических задач. 2.Развитие моторной памяти. 3.Повышение мотивации к изучению геометрии учащимися с "гуманитарным" типом мышления. 4. Использование деятельностного подхода в обучении математики. Программа рассчитана на студентов 1-2 курсов специальностей «Архитектура», «Строительство зданий и сооружений». Срок реализации программы 1,5 года.
Программа рассчитана на 1,5 года обучения. Занятия проводятся по l чacy в неделю всего 42 часа. Знакомство с оригами начинается с изучения условных обозначений, принятых в оригами, их всего 17. Затем овладением основных базовых форм, их 12. Во время занятий студенты знакомятся с приёмами складывания и сгибания. Углубление реализуется на базе обучения решения математических задач методами оригами, требующих применения логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Особое место занимают задачи, требующие применения студентами знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации, задачи исследовательского характера. Формы занятий: практикум, лекции, лабораторные работы исследовательского характера. Результаты реализации программы элективного курса предполагается отслеживать по специальным умениям и навыкам, развиваемым у обучающихся умение проводить оценку результатов вычислений, умение проводить оценку точности измерений, умение выбрать оптимальный путь решения задачи. Результаты полученных умений и навыков, студентами можно продемонстрировать на конференциях «Оригами в учебном процессе» на секции «Творческая лаборатория», на неделе науки в колледже, на научно практической конференции. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся: объяснительно-иллюстративный воспринимают и усваивают готовую информацию • репродуктивный— учащиеся воспроизводят полученные знания и осваивают практические способы деятельности • частично-поисковый — участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом - исследовательский — самостоятельная творческая работа обучающихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях: • фронтальный — одновременная работа со всеми обучающимися • индивидуально-фронтальный — чередование индивидуальных и фронтальных форм работы • групповой — организация работы в группах. • индивидуальный — индивидуальное выполнение заданий, решение практических проблем.
2. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ Темы Часы Форма занятий 1 Азбука оригаметрии. История оригами. Теория оригаметрии. 2 Лекция 2 Базовые формы. Задачи на складывание. 2 Практикум, лабораторная работа 3 Пропорциональность источник красоты 4 Лекция, практикум, лабораторная работа 4 Kруг. Окружность. Деление окружности на равные части. 6 Практикум, лабораторные работы 5 Правильные многоугольники. 6 Лекция, практикум, лабораторные работы 6 Движение (отображение плоскости на себя, параллельный перенос и поворот) 4 Лекция, практикум 7 Многогранники 8 Лекция, практикум, лабораторные работы 8 Головоломки из многоугольников. 6 Практикум, лабораторные работы 9 Оригаметрия в жизни. 4 Защита проектов Всего 42ч
3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ожидаемые результаты В результате обучения по данной программе учащиеся: научатся ралличным приемам работы с бумагой; • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами; научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; • создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами; • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами; разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; • познакомятся с искусством оригами; овладеют навыками культуры труда; • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Способы фиксации результатов Формы подведения итогов реализации образовательной программы Составление альбома лучших работ. Проведение выставок работ обучающихся. Участие в ежегодной выставке прикладного и технического творчества. Участие в районных и городских выставках.
В группах, в которых элементы оригами регулярно используются в курсе геометрии, демонстрируют более высокий уровень понимания базовых геометрических понятий, и, как следствие, более легкое овладение остальным материалом.
Для активизации познавательной деятельности студентов, развития их интереса к проектированию рекомендуется в процессе обучения использовать просмотр образцов профессиональных проектов различного назначения.
Результатом обучения по данному курсу является индивидуальный творческий проект.
4 ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для преподавателей 1. Афоныкин С. Ю., Афонькина Е.Ю. Бумажный конструктор.- М.: Аким, 2007.-64 с. 2. Белим С.Н. Задачи по геометрии, решаемые методом складывания (оригами). М: Аким, 1997.- 64 с. 3. Белим С.Н, Белим С.В. Правильные многоугольники в оригами, Омск, 2003, 64c. 4. Белим С.Н, Белим С.В. Конструктор оригами. Многогранники. Омск, 2003,68с. 5. Белим С.Н. Геометрия листа бумаги. Омск: ОмГУ, 1997.- 68 с. 6. Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с. 7. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992 8. Воробьев Н.Н. Числа Фибоначчи - М.: Наука, 1964 9. Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999 10. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Наука, 1984,190c. 11. Оригами помогает геометрии. М.: МИГУ, под ред. Н.И. Чиканцевой, 1995 12. Самоделки из бумаги: доступно и просто. 50 моделей Роберта Пила.-М: Дрофа, 1995.-96 с. 13. . Соколова С. Сказки из бумаги. Санкт -Петербург, «Валерии СПб» «Сфинкс СПб», 1998 14. Д. ПидоуД, . Геометрия и искусство. - М.: Мир, 1979. 15. Хага Кадзуо Оригамика Математические опыты со складыванием бумаги М.: МЦНМО, 2012 – 160 с 13. Журнал "Наука и техника" 14. Журнал «Квант», 1973, № 8. 15. Журнал «Математика в школе», 1994, № 2; № 3. 16. Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи. Киев.: Высшая школа, 1989. Для обучающихся 16. Афонькин С. Ю, Афонькина Е.Ю. Кусудамы - волшебные шары,- М.: Аким, 2007.-64 с. 17. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами. Справочник. Санкт - Петербург: «Кристалл», М: «Оникс», 2005 18. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю.. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Учебник СПб.; Издательский дом «Литература,» 2001 – 208с 19. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. С-Пб, «Химия», 1994 20. Журнал «Оригами» № 1, № 2, N 3 (1998 г). №5, 1999 г, №1,№3,№5 2000г. 21. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2005 22. Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2006 Информация из интернета. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта 23.http://www.ed.vseved.ru/ 24 bozhoklv@ucos.ru Сайт преподавателя Божок Л.В. «Оригаметрия»