Главная | Регистрация | Вход | RSS
Четверг, 28.03.2024, 19:45



Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
Всего ответов: 526
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Поздравляем с
Днем Рождения!
квв(43), Та-Нюша(46), Алекс(41), Mila(41), Цезарь(26), Настена1111(22), aseka(26), Angelina0918(25), CYBER_SM0KE(23)

Приветствуем
нового участника

Пользователи,
посетившие сайт
за текущий день




free counters
Форма входа
Поиск

Каталог

Главная » Статьи » Оригами » Преподавание оригами

Методические материалы для рабочей программы кружкам"Оригаметрия"
Оригами — это японское искусство складывания бумаги. Слово оригами состоит из двух слов: «ори» - сложенный и «ками» — бумага. Как возникло и развилось оригами?
История возникновения оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связана с появлением технологии изготовления самой бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. Археологи утверждают, что в 3-4 веках до н.э. уже находят материалы, которые можно рассматривать как бумагу. Секрет изготовления этого удивительного материала китайцы могли перенять от туркменов. В восточном Туркестане мастера умели изготавливать тончайший войлок, распуская небольшие кусочки шерсти в воде. Их затем вылавливали ситом, отбрасывали на специальный пресс, отжимали и сушили. Китайцы заменили шерсть растительными волокнами — толчёными кусочками коры тутового дерева, размоченными стеблями бамбука и получили совершенно новый материал — бумагу. Официальной датой «появления» бумаги в Китае считается 105 г. н.э., когда чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о существовании такой технологии. В 6-7 в. н. э. в Китае уже имели хождение бумажные деньги Фей-Тянь (летающие монеты). Вероятно, это были первые бумажные деньги в истории человечества. Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги; технологию её производства было запрещено вывозить за границу. Несмотря на это в 7 в. н.э. странствующий буддийский монах Дан-Хо, о котором современники говорили, что «он был богат знаниями и умел делать бумагу и тушь», добирается до Японии и передаёт секрет бумагоделанья. А произошло это, как утверждают «Японские хроники» («Нихонги»), в 610 году.
Первоначально бумагу получали из коконов шелкопряда. Их варили, раскладывали на циновку, провали в речной воде, перетирали в однородную массу, которую после отцеживания воды сушили. Верхний слой или шёлковую вату удаляли, а на циновке оставался тонкий волокнистый слой, который после отглаживания превращался в лист бумаги. Вскоре дорогое сырьё заменили более дешёвым — теми же стеблями бамбука, древесной корой коноплёй, тряпьём. Через сто лет Японская бумага становится по качеству лучше китайской, появляется много мелких мастерских, её производящих. Первая крупная бумажная фабрика в Токио возникла в 1871 году. К тому времени в стране было уже более 3,5 тысяч мастерских, где бумагу изготовляли вручную. Старинная технология производства бумаги сохраняется в Японии до сегодняшнего дня. Вместе с крупнейшими фабриками, производящими ежедневно километры бумаги в рулонхах, соседствуют маленькие мастерские, где выделывают вручную отдельные и дорогие листы бумаги «Ваши». Они очень прочны — выдерживают несколько тысяч сгибов (обычная бумага начинает рваться гораздо раньше), и поэтому нередко используются вместо стёкол в японских домах. На бумаге «Ваши» после окончания первой мировой войны был подписан Версальский договор о мире.
Оригами в Японии ведёт начало от периода Хэйан (794 — 1185гг.) В эту эпоху бумага, сделанная ручным способом, была изысканным и ценным материалом, который использовался в особых случаях, главным образом в религиозных церемониях.
Несмотря на то, что бумага была изобретена в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания бумаги.
Активному распространению оригами, которое началось после второй мировой войны, способствовало изобретение несложных условных знаков, с помощью которых можно записывать последовательность складывания. Эти знаки, придуманные первым профессиональным оригамистом Акирой Йошизавой, стали общепризнанными во всём мире. Язык оригами стал универсален и сейчас не знает границ. Оригами оказалось, кроме всего прочеїо, и идеальным конструктором, состоящим из одной детали — листа бумаги, который позволяет складывать тысячи и тысячи разнообразных фигурок. Несложные приёмы складывания и безграничная фантазия способны сотворить из кусочка бумаги целый мир! Интерес к оригами поддерживается, прежде всего, необычайно широкими возможностями, которые кроются в этом простейшем и доступном для всех материале — бумаге.
Складывание из бумаги — это не просто забава. Для того чтобы сложить фигуру, требуются определённые навыки работы с бумагой. Складывание бумажных фигурок развивает пространственное воображение, творческие способности на ранних этапах развития ребёнка, развивает память, художественный вкус, помогает воспитывать внимательность и аккуратность, способствует совершенствованию мелкой моторики рук, тонких движений пальцев, развивает глазомер, а значит, готовит к успешному обучению в школе. Не перечислить всех достоинств оригами. Вы поймёте это, когда откроете для себя и своих детей волшебное искусство — ОРИГАМИ!
Оригами - это философия и математика, начертательная геометрия/и искусство, гармонично сочетающееся с любым видом изобразительной деятельности. Работая в данном направлении, можно заниматься как техническим моделированием (изготовлением моделей и технических объектов), так и художественным конструированием из бумаги (изготовление сувениров, открыток, коллективных панно), а также включать элементы оригами в оформление стендов, интерьеров. Оригами в данном случае является элементом декоративно-прикладного искусства.
Цель нашего кружка — не просто научить изготавливать оригамские фигурки, а приобщить детей к творчеству, дать им возможность ощутить себя авторами художественного произведения.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Значение оригами для развития ребенка
- Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
- Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
- Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
- Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
- Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
- Развивает пространственное воображение — учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
- Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
- Способствует созданию новых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
- Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
- Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
- Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.
Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения.

Цель программы.
Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся, и повышение эффективности их обучения.
Задачи программы:
Обучающие:
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на уроках природоведении труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к искусству оригами.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Отличительные особенности данной программы
В отличие от уже существующих программ, рассчитанных на обучение детей дошкольного возраста (авторы - Пудова В.П., Богатеева З.А.) и программы годичного обучения оригами в школе (автор — Афонькин С.Ю.), разработанная мною программа рассчитана на полный курс обучения детей в начальной школе и адаптирована для учащихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы я использую аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Программа «Мир Оригами» адресована обучающимся начальной школы и рассчитана на 2 года. Но можно ее применить и на 4 года. — полный курс обучения детей в начальной школе
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснитёльно-иллюстративный — дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный — учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый — участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский — самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный — одновременная работа со всеми обучающимися;
• индивидуально-фронтальный — чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой — организация работы в группах;
• индивидуальный — индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе обучающиеся:
• научатся различным приемам работы с бумагой;
• будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами; научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
• создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
• будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
• разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение,
• мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
• познакомятся с искусством оригами;
• овладеют навыками культуры труда;
• улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Способы фиксации результатов
Проведение аттестации обучающихся в начале, середине и конце года
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Составление альбома лучших работ.
Проведение тематических выставок работ учащихся.
Участие в ежегодной выставке детского прикладного и технического творчества.
Участие в районных и городских выставках.
Учитывая возраст обучающихся и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10-15 человек.
Ребёнку интересен результат своей работы, будь то отдельная фигурка или целая композиция, которой можно украсить комнату. Темы композиций может быть разнообразной: «Любимый цветок!, «В зоопарке», «Подводный мир»,
«Космос», «Лягушачье болото», «Скотный двор», «Мой город», «Сказки». Фантазия детей безгранична. В композициях применяется как цветная бумага, так и золотистая фольга на бумажной основе, самоклеющаяся бумага, обёрточная.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся по 1часу в неделю всего 34 часа в год. хотя из опыта работы я бы рекомендовала 3 часа в неделю.
Знакомство с оригами начинается с изучения условных обозначений, принятых в оригами, их всего 17. Затем овладением основных базовых форм, их
12. Во время занятий учащиеся знакомятся с приёмами складывания и сгибания поделок, с названиями и понятиями, которые необходимы для дальнейшей работы. Необходимо проявить настойчивость и аккуратность. Вполне возможно, что маленькому ребёнку будет вначале сложно выполнять складки, но его должен подстёгивать интерес, желание получить конечный результат- игрушку.
Занятия оригами, особенно первые — ознакомительные, нужно проводить в игровой форме, с использованием приёмов, активизирующих внимание, наблюдательность (например: «Запомни эту фигуру», «Найди такую же», «Что изменилось?» и т.д.)
Оригами поможет сделать подарок для любого праздника, оформить поздравительную открытку, приготовить украшение для новогоднего праздника и даже сделать летающую модель самолёта или воздушного змея.
Программа второго года обучения рассчитана на совершенствование приобретённых навыков, на создание индивидуальных работ, изучение новых тенденций в оригами, знакомства с бумагопластикой, гофрировкой, многомодульными фигурами, участие в выставках и олимпиадах в других центрах оригами. Изготовление сложных изделий — необходимое условие для глубокого изучения оригами.
В конце 2-гo года учащиеся могут выполнить работу по оригами. В неё входит знание базовых форм, самостоятельная работа на произвольную тему.
Предлагаемая программа по оригами построена на авторских разработках.
Умения и навыки, развитию которых способствует оригами:
• умение слушать;
• следование инструкциям;
• умения совершать последовательные действия;
• способность общаться в группе;
• память и умение концентрировать внимание;
• координация работы рук и глаз;
• чтение;
• начальные математические навыки;
• способность решать проблемы;
• творческие способности;
• исследовательские навыки.

Содержание программы по оригами
1 год общения
Оригами — искусства складывания бумаги
1. История, традиции. Характеристика бумаги.
История развития оригами, необходимые материалы и инструменты. Из истории бумаги. Характеристика видов бумаги, её свойства. Правила поведения на занятиях, техника безопасности труда. Показ работ по оригами. Игра «Угадай на ощупь»- разная бумага, определяемая с закрытыми глазами.
2. Условные обозначения в оригами.
Познакомить с условными обозначениями, основными линиями в оригами, показ способов сгиба бумаги. Научить правильно сгибать бумагу. Закрепить условные обозначения на практике. Зарисовать в тетради. Игра «Что я могу» — познакомит с пластическими свойствами бумаги.

Базовые формы в оригами

1. Базовая форма «Треугольник».
Изучить базовую форму «Треугольник». Научить делать квадрат из прямоугольника. Показ работ из этой заготовки: кот, собачка, зайка, пёсик, стакан. Игра «Кто больше найдёт квадратиков?» - на внимание и быстроту.
Практическая часть.
Закрепить выполнение базовой формы. Упражнять в работе с бумагой, вырезать аккуратные квадраты. Выполнить игрушки кот, пёс, зайка, лис. Обратить внимание на значки: «перевернуть», «повернуть». Сложить в тетрадь в специальный кармашек. Приготовить 2 квадрата.
2. Базовая форма «Енижка».
Изучение базовой формы «Книжка». Показ работ из этой заготовки: цветочек, лодка — плоскодонка, кимоно, медицинская шапочка. Игра «Прятки» — как квадрат с прямоугольником встретились. Найти прямоугольники в комнате.
Практическая часть.
Закрепить выполнение базовой формы. Выполнить игрушку лодка — плоскодонка. Вырезать квадрат из прямоугольника. Зарисовать в тетради. Приготовить 2 квадрата.
3. Базовые формы «Дверь», «Дом».
Изучение базовых форм «дверь», «дом». Показ работ из этих заготовок: грибок, кубик, дом, ферма, пианино, пилотка и портмоне. Игра «Фокусники» — знакомство с некоторыми понятиями, встречающимися в оригами — стороны, углы, верхушки, центр, диагональ, закрытый край, открытый край
Практическая часть.
Закрепить выполнение базовых форм. Выполнить две работы: дом и ферма. Оформить свои работы дополнительными элементами: окна, двери. Зарисовать в тетради, научится выполнять дом. Обратить внимание на знак «завернуть».
4. Базовая форма «Воздушный змей»
Изучение базовой формы. Показ работ из этой заготовки: водоплавающая птица, пингвин, яхта, лист тюльпана, павлин, дерево. Игра «Сложи стрелу»
Практическая часть.
Закрепить выполнение базовой формы. Выполнить три раЅоты: тополь, лист тюльпана, берёза, цветок . Зарисовать в тетрадь, приготовить 2 квадрата.
5. Базовая форма «Водяная бомбочка» или «Двойной квадрат».
Изучение базовой формы. Показ работ из этой заготовки: ёлка, летучая мышь, церковь, водяная бомбочка. Рассказ об оригами, разных названиях для одинаковых форм. Игра «Найди все треугольники» (внимание, быстрота)
Практическая часть.
Закрепить выполнение базовой формы. Выполнить летучую мышь, церковь, лягушку. Повторить условные обозначения: складка «молния», сгиб «горой», «надуть». Зарисовать в тетради. Выполнить лягушку с закрытыми глазами.
6. Базовые формы «Рыба» и «Блин».
Изучение базовых форм «рыба», «блин». Показ работ из зтих форм: морской котик, кит, карп, стриж, стол, стул. Зарисовать схемы в тетрадь.
Практическая часть.
Закрепить выполнение этих заготовок. Добиваться правильного выполнения сгибов. Выполнить работы: кит, стол, коробочка. Приготовить 3 квадрата. Игра «Кто быстрее сложит».
7. Базовая форма «Еатамаран».
Изучение базовой формы «Катамаран». Показ работ из этой формы: парусная лодка, маска, кусудама, «пахарита» - символ испанского Центра оригами, бабочка. Рассказ о центрах оригами в нашей стране.
Практическая часть.
Закрепить выполнение базовой формы «Катамаран». Повторит условные обозначения: «раскрыть», «выгнуть наружу». Выполнить парусную лодку и «пахарита» (птичка). Зарисовать в тетради. Приготовить 2 квадрата.
8. Базовая форма «Квадрат».
Изучение базовой формы «Квадрат». Показ работ из этой формы: тюльпан, корзинка, коробка, ёлочка в снегу. Игра «Поставь изображение» — из квадратов, треугольников и других фигур.
Практическая часть.
Закрепить выполнение базовой формы «квадрат». Зарисовать в тетради. Выполнить с закрытыми глазами. Выполнить работу тюльпан, корзинка.
9. Базовая форма «Птица».
Изучение базовой формы «Птица». Показ работ из этой базовой формы: журавль, ворон, павлин, журавль счастья, улитка. Предложить придумать свою птицу. Зарисовать технику складывания: карман, капюшон, клюв.
Практическая часть.
Закрепить выполнение базовой формы «Птица». Зарисовать последовательность в тетрадь. Добиваться чёткого выполнения работы. Выполнить работу: ворон, павлин, улитка. Игра «Вспомни последовательность с закрытыми глазам‘и». Украсить свои работы.
10. Базовая форма «Лягушка».
Изучение базовой формы «Лягушка». Зарисовать в тетради. Показ работ из этой формы: ирис, надувная лягушка, колокольчик. Повторить последовательность выполнения. Игра «Танграм» — сложи фигуру .
Практическая часть.
Закрепить выполнение базовой формы «Лягушка». Игра «Сложи с закрытыми глазами». Выполнить работы: ирис, надувная лягушка. Приготовит 2 квадрата. Повторить условные обозначения.
11. Прямоугольник, треугольник.
Показ огромной возможности не только квадрата, но и треугольника, и прямоугольника. Рассмотреть работы из этих фигур: сердце, истребитель, катер на подводных крыльях, истребитель, хлопушка, шляпа, треугольная птица. Зарисовать в тетради.
Практическая часть.
Выполнить некоторые работы из треугольника и прямоугольника: самолёты, хлопушка, треугольная птица, голова совы, кошки. Повторить самостоятельно эти работы.
12. Минуя базовые формы.
Показ работ, минуя базовые формы: грач, джонка, кукла, сапожок, носи. Зарисовать последовательность выполнение некоторых работ.
Практическая часть.
Выполнить некоторые работы из перечисленных. Игра «Сложи сам». Выполнить работу по схеме. Конкурс « Моя игрушка из бумаги». Подвести итог в изучении базовых форм.

Новогодняя мастерская
1. Новогодняя открытка.
Немного о празднике, традициях и символах. Рассмотреть обычные новогодние открытки. Определить самое главное в открытке. Показ некоторых образцов открыток с использованием оригами. Выбор бумаги, декоративных дополнений. Практическая часть.
Выполнение открытки с использованием оригами: ёлки, хоровод, снежинки. Зарисовать в тетради снежинки. Украсить открытки празднично, ярко, с поздравлениями. Конкурс на лучшую новогоднюю открытку.
2. Символ нового года.
Bcero 12 символов. Рассмотреть способы изготовления символа: дракон, конь, змея. Рассказ о символе нового года.
Практическая часть.
Показ способа изготовления символа года. Украсить игрушку. Приготовить подарок к новому году. Показ других вариантов изготовления игрушек.
3. Оригами на ёлке.
Рассмотреть некоторые новогодние игрушки: ёлка в снегу, Дед Мороз, Снегурочка, гирлянды. А так же игрушки из конуса: звери, куклы, сказочные персонажи. Объёмные игрушки: шар, кусудама, звезда.
Практическая часть.
Выбрать игрушки, с помощью «Волшебной картины». Нарисовать в тетрадь эскиз с деталями к игрушкам. Выполнение 4 работы. Аккуратное выполнение всех работ. Ярко украшать новогодние игрушки.
4. Маски — оригами.
Показ масок: маска индейца, белая и черная маски, маска лисы, маска лягушки. Маски не только в технике оригами. незнакомка, пират.
Практическая часть.
Изготовление масок. Использование специальной бумаги или красок для оформления изделий. Стимулировать творческое воображение, фантазию, аккуратность.
5. Шапочки — оригами.
Показ шапочек в технике оригами: шляпа для Красной шапочки, Самурайский шлем, шапка епископа, охотничья шапка, медицинская шапочка, высокий шлем. Способы украшения шапочек.
Практическая часть.
Рассказ о бумаге, о декоративных дополнениях в работе. Изготовление 2 шапочек, выбранных с помощью «Волшебной картины». Оформление своих работ, создавая праздничное украшение для новогоднего костюма.
5. Игрушки — подвески.
Показ огромного выбора подвесок для украшения ёлки, комнаты, класса. Это разнообразные гирлянды из колечек, фигурок, без клея. Подвески из конусов, из 2- х, 3-x, и более деталей, подвеска «Бумажный каскад», подвеска с сюрпризом. Практическая часть. Выполнение одной гирлянды, двух подвесок и «Бумажного каскада». Обратить внимание на выбор бумаги для работы: прочная, яркая, блестящая. Предложить придумать свою работу по данной теме.
Оформить выставку новогодних украшений

ОРИГАМИ — ЗООПАРК
1. Домашние животные.
Вспомнить домашних животных, некоторых мы умеем делать — кот, пёс. Показ других — коза, корова, лошадь, петух, курица, свинья, кролик. Оформление характерными деталями этих животных. Развивать умение использовать разные средства выразительности.
Практическая часть.
Научить делать кошку и собаку из одного квадрата. Козу и корову выполнить с помощью ножниц. Петуха, курицу и цыплёнка по одному принципу. Свинья и кролик — с использованием ножниц. Игра «Скотный двор».
2. Дикие животные.
Развивать у детей сообразительность, творчество. Показ диких животных: волк, лиса, медведь, белка, барсук, олень, ослик. Определить сходство в некоторых фигурках и в последовательности их выполнения. Особенности оформления этих животных.
Практическая часть.
Научить выполнять ослика, оленя, барсука. Зарисовать схему выполнения в тетрадь. Обратить внимание, что обезьяна выполнена так же, как и кролик. Выбирать бумагу в зависимости от окраски животного. Например: белый и бурый медведь, северный и пятнистый олень.
3. Экзотические животные.
Расширить знания детей, стимулировать развитие творчества. Показ работ по этой теме: жираф, верблюд, слон, тигр, носорог, бегемот. Раскрыть разновидности таких поделок и способы их конструирования. Рассказ о бумаге для работ, от неё зависит вид животного.
Практическая часть. Выполнение экзотических животных: жираф, тигр, верблюд, слон. Создание необходимого фона для создания соответствующего животного. Оформление каждой работы дополнительными элементами. Зарисовать схемы в тетрадь.
4. Морские животные.
Игра — викторина « Угадай животное». Вспомнить морских животных, рыб, морскую флору. Показ работ по этой теме: краб, креветка, акула, карп, золотая рыбка, осьминог, скалярия, морской котик, пингвин. Учить находить сходство игрушки с объектами природы.
Практическая часть.
Начать работу лучше с изготовления рыбок. Показ нескольких из них: кит, акула, скалярия. Наклеить плавники, чешую, глаза. Изменить форму туловища. Затем научить выполнять пингвинов несколькими способами. И в заключении выполнить креветку и краба. Предложить самостоятельно сделать осьминога по принципу изготовления краба. Зарисовать схемы в тетрадь.
5. Птицы.
Развивать творческое воображение детей, воспитывать любовь к природе. Понаблюдать за птицами. Обратить внимание на внешний вид птиц и некоторые их разновидности, используя художественную литературу и иллюстрации художников. Показ птиц: синица, снегирь, воробей, ворона, журавль, журавль на гнезде, журавль машущий крыльями, цапля, голубь, лебедь, чайка, сова, ласточка, утка-мандаринка, стриж. А так же показать экзотических птиц: попугаи, страус, павлины. В оригами большое разнообразие птиц и способов их выполнения.
Практическая часть.
Показ приемов при складывании типичных в изготовлении птиц. Творчески применять их, изменяя цвет заготовки, расположение и форму основных частей, наклеивая характерные детали, декоративные элементы на примере синицы, снегиря и воробья, журавля, цапли и ласточки. Научить складывать попугаев, павлина и сову. Нарисовать схемы в тетрадь.
6. Насекомые.
Продолжать развивать воображение и творческие способности, расширять знания об окружающем мире. Вспомнить, каких мы знаем насекомых. Показать разновидности бабочек, жуков. Предложить детям самим сделать стрекозу. Показ кузнечика и улитки.
Практическая часть.
Выполнить игрушки бабочка, жук и улитка. Зарисовать схемы в тетрадь

Оформить выставку по пройденной теме.

ЗДРАВСТВУЙ, ВЕСИА!
1. Цветы.
Развивать интерес к окружающему миру, формировать конструктивные умения, обогащать словарь. Использовать загадки, легенды и рассказы о цветах. Показать цветы — оригами: гвоздика, василёк, тюльпан, роза, лилия, георгин, ромашка, нимфея, каменный цветок. При конструировании цветов важно научить передавать разнообразную форму, окраску, многообразие их сочетание друг с другом по тону, величине. Широко использовать декоративные элементы, формировать из цветков гирлянды, венки, используя традиции декоративно — прикладного искусства.
Практическая часть.
Остановимся на некоторых способах конструирования — тюльпанов, гвоздик, роз, лилий. Использовать произвольные формы для изготовления листочков, стебельков, тычинок. Показать работу в технике модульного оригами, — когда изделие состоит из соединения одинаковых модулей, используя складки и кармашки — ромашка, георгин
2. Вазы и корзины.
В оригами большое разнообразие ваз, корзин, коробочек, шкатулок. Выполняются они из квадратов, прямоугольников, и даже кругов. Показать некоторые их них: коробка на ножках, коробочка — звезда, менажница (круглая салатница), коробка «Санбо», ваза из Гонконга, корзинка с ручкой.
Практическая часть.
Показать последовательность выполнения корзинки, коробочки «Звезда», вазы. Нарисовать схему в тетрадь. Украсить свои изделия.
3. Цветочные композиции.
Рассказать о цветочных композициях. Их строят по типу букета, натюрморта, гирлянд, орнаментальных построений в сочетании с вазами, корзинами, бантами. Направлять детей не всевозможные варианты составления цветочной композиции: в круге, в ромбе, в прямоугольнике.
Практическая часть.
Вовлечь ребят в увлекательную игру и творческую деятельность. Поощрять фантазию, самостоятельность, творчество и умелое цветовое сочетание в работе. Конкурс «Самая оригинальная цветочная композиция».
Оформить выставку «Здравствуй, весна!»
ОРИГАМИ — КУКЛЫ
1. Люди, куклы.
Большой интерес вызывает у ребят возможность сделать из бумаги фигуру человека. Очень эффектными получаются игрушечный робот, фигуры матрёшки, гномика, принца, сказочные персонажи. Ещё можно выполнить бабушку, дедушку, Алёнушку, Иванушку, Бабу — ягу. Рассмотреть некоторые из кукол: Ванька, куколка, кукла на коленях, кукла в национальной одежде. Показать символичность в этих работах, нужно увидеть в заготовке будущую куклу. Развивать фантазию, обратное мышление ребят - вот, что главное в данной работе. Показать эти работы. Вспомнить в каких сказках или мультфильмах встречаются эти персонажи.
Практическая часть.
Предложить ребятам выполнить Алёнушку, Иванушку, аналогично выполняются дед и баба. Затем показать на примере одного из женских персонажей последовательность выполнения сказочного образа, который затем можно разнообразно варьировать. Мужская фигура выполняется по тому же принципу, только заготовка должна быть широкой. Очень аккуратно нужно наклеивать декоративные элементы для каждого персонала. Зарисовать схемы выполнения кукол в тетрадь. Помочь детям в процессе работы над куклами. Поощрять творческую фантазию, правильное выполнение работ, использование дополнительных элементов.
2. Космонавт.
Показать людей выполненных на основе базовой формы «катамаран». К ним относятся: космонавт, водолаз, спортсмен, строитель, ниндзя. Основа всех работ — комбинезон. Какой комбинезон и дополнительные элементы, такой и получиться- персонаж. Обратить внимание на большое разнообразие таких игрушек.
Практическая часть.
Вспомнить последовательность выполнения «катамарана». Комбинезон состоит из двух заготовок, соединённых вместе. Оформив соответствующими дет'алями можно получить любого из персонажей. Творческое задание: придумать новую игрушку, по тому же принципу.
TPAНCПOPT — ОРИГАМИ
Самолёты.
Летающие модели — интересная часть в оригами. Необходимо рассказать о бумаге для этих поделок. Показать некоторые работы. Есть простые модели, сделанные на основе стрелы, а можно выполнить и сложные модели: истребители, «Аэроглиссер», «Кондор», «Экраноплан», модели из прямоугольника. Рассказать о воздушных змеях, способе выполнения эти летающих моделях. Обратить внимание, что машин в оригами очень мало. Может кто- то придумает новую модель и внесёт свою лепту в оригами. Bceгo две модели — автомобиль сбоку и спереди. В этой теме показать модель ракеты.
Практическая часть.
Чтобы модель летала, необходимо не только правильно и аккуратно выполнить модель, но и уметь отрегулировать полёт каждой модели. Зарисовать некоторые схемы летающих моделей в тетрадь. Выполнить 2 модели разных самолётов. Для модели «Кондор» необходимо сделать заднюю центровку из скрепки или пластилина. Игра « Самый долгий полёт».
Нарисовать схемы ракеты и автомобиля. Выполнить аккуратно работы. Предложить придумать свою модель машины ( не только автомобиля) — стиральную машину, швейную и т.п.
2. Корабли.
Поощрять творчество, самостоятельность и изобретательность детей при изготовлении водного транспорта. Показать бумажную флотилию из лодок, парусников, катамаранов, парохода с двумя трубами, яхт, каноэ. «Кто плавает на этих лодках?» — творческое задание. Зарисовать схемы выполнения трудных моделей.
Практическая часть.
Выполнить 4 —5 моделей из квадрата и прямоугольника. Весь водный транспорт оборудовать спасательными кругами, якорями, опознавательными знаками, о которых поговорить в процессе игры «Корабельная регата». Конкурс на самый обжитой корабль, и не забыть назвать свою шхуну: «Как корабль назовете, так он и поплывет».
Организовать выставку лvчшиx работ
Провести ярмарку моделей оригами
Беседы в течение года:
1. Окраска бумаги.
2. Аппликация и оригами.
3. Оригами и математика.
4. Объём и аппликация.
Итоговое занятие.
Подвести итог работы за год. Познакомились с 202 моделями в технике оригами, выполнили - 100 моделей. Похвалить всех обучающихся. Рассказать о планах на будущее. Познакомить с новой литературой по оригами, с новыми тенденциями.

2 года обучения
1. Повторение
1. Вводное занятие.
Познакомить ребят с календарным планом на учебный год. Вспомнить, как провели лето, узнали ли что-то новое об оригами — предложить поделиться со всеми. Познакомить с новой литературой по оригами, журналом «Оригами искусство складывания из бумаги». Вспомнить правила по технике безопасности во время работы с ножницами и клеем.
2. Условные обозначения.
Повторить все условные обозначения. Ещё раз рассказать о материалах и инструментах используемых в работе. Рассказать «Сказку об умелице — рукоделице».
3. Базовые формы.
Вспомнить пройденные базовые формы: от «Треугольника» и до «Лягушки». Игра «Сложи фигуру с закрытыми глазами». Вспомнить термины и понятия, употребляемые в оригами: стороны, углы, линии. Игры «Найди все квадраты», «Чего больше — квадратов или треугольников?»
Повторить приёмы складывания клюва, головы, ног.

2. Нетрадиционное оригами.
1. Вырезаем и складываем.
Познакомить с простыми фигурами, которые выполняются из целого листа бумаги. Это фазан, американский орёл, ворон на камне, волчище. Познакомить с фигурками двусторонне симметричными, работа над которыми начинается со складывания заготовки пополам. Это цапля, олень, одногорбый верблюд, петух. Такие работы нужно научиться выполнять, свободно овладев работой с острыми ножницами на специальной подложке (фанерке, линолеуме).
Практическая часть.
Предложить ребятам вначале работу с трафаретом: освоить выполнение американского орла, одногорбого верблюда, петуха, оленя. Затем предложить выполнить работу самостоятельно, придумать своего животного, аналогично знакомым. Работы из плотной бумаги можно использовать в настольных играх.

3 Сюжетно — тематические композиции.
1. Народные композиции.
Научить детей составлению тематических композиций, используя народные традиции. ри составлении букетов предложить попробовать различные варианты, переставляя, группировать поделку, изменяя высоту, количество фигур, их окраску. Рассмотреть варианты компоновки цветочных украшений в корзинах. Показать образцы народных росписей. Раскрыть приёмы составления цветочных композиций, научить создавать различные варианты украшений, смело комбинировать многообразные формы, тона бумаги, детали.
Практическая часть.
Предложить выполнить симметричную композицию по типу украшения вазона, декоративного дерева или ветки, получившую широкое распространение в народном искусстве Польши, Украины, Беларуси. Цветы можно разместить по типу орнаментов жостовских подносов на круглой, овальной или прямоугольной основе, которую вырезают из чёрной бумаги или картона. Не даром этот цвет издавна привлекает мастеров декоративно — прикладного искусства Хохломы, Палеха, Федоскино, Мстёры. Помочь комбинировать выпуклые цветы с плоскими. При этом следует правильно комбинировать букет с окраской фона.

2. Сюжетные композиции.
Помочь ребятам овладеть умением передавать связное содержание, сочетать образы и предметы между собой по величине, окраске, пространственному расположению, умению выделить главное в композиции, передавать связь с остальными образами и предметами. Одной из сложных задач является правильное пространственное расположение предметов на плоскости. Научить определять связь между предметами, понимать черты условности.
Практическая часть.
Рассмотреть некоторые варианты композиций на плоскости, объединив их по видам, используемых поделок, которые отображают различные группы предметов и объектов.

2. Композиции с птицами.
Яркие по колориту панно получают из поделок, которые передают образы птиц. Рассмотреть некоторые варианты выполнения панно: «Снегири», «Утка с утятами», «Голуби мира», «Летят журавли», «Жар — птица», «Попугаи». В зависимости от выбранной темы, меняем композиционную структуру основы. Предоставить возможность ребятам самим придумывать разные ситуации.
Практическая часть.
Показать, как можно применить коллаж, аппликацию, рисунок в составлении композиций. Предложить выбрать свою тему для работы. Вспомнить мультфильмы, рассказы, сказки в которых есть птицы. Продумать композицию и приступить к работе.

3. Композиции с рыбами.
Большой простор для творчества ребят представляют композиции с рыбками. Их можно оформить в виде аквариума, подводного царства, морского дна, иллюстрации знакомых сказок. При создании работ дети могут по - своему применить способы изображения разных рыб, морских животных приёмами оригами в сочетании с аппликациями, рисунками, засушенными растениями, ракушками.
Практическая часть.
Рассмотреть некоторые из композиций. Необходимо использовать дополнительные элементы: корабли, парусники, маяк, скалы. В соединении с плоскими и выпуклыми фигурами панно выглядит ярко, красочно. Необходимо провести предварительную работу — рассматривание иллюстраций, чтение сказок, наблюдение за рыбками в аквариуме. Предоставить ребятам самостоятельность проявить выдумку в создании интересных работ.

4. Композиции с домашними и дикими животными.
Такие панно создаются из поделок животных, объединив их единой средой обитания (луг, поляна, берег реки, озера и т. д.), чтобы сделать взаимодействие образов на основе той или иной темы, сюжета сказки, рассказа, басни, мультфильма. Показать некоторые возможные варианты изображения животных: «Стадо на лугу», «Три поросёнка», «Три медведя», «Кот, петух и лиса», «Теремок», «Лиса и виноград», «Квартет». Активизировать детское воображение, развивать самостоятельность и творчество каждого ребёнка, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях кружка.
Практическая часть.
Композиций с животными очень много. Необходимо помочь выбрать для работы фон, дополнительные элементы, правильно расположить всё на листке бумаги. Продумать различные приёмы группировки фигур по цвету, по величине, используя аппликацию. В соответствии с сюжетом выбирается обстановка, где происходит действие, количество персонажей, их взаимоотношения, размеры, что требует от детей умения анализировать содержание, правильно подбирать необходимые материалы, выбирать цвет бумаги, размещать на фигуры, придавать им нужную позу, знать приёмы передачи изображения в перспективе.
ОФОРМИТЬ ВЫСТАВКУ РАБОТ

4. СКOPO НОВЫЙ ГОД
1. Игрушки и украшения для ёлки.
Дети с нетерпеньем ждут самый главный праздник — Новый год! Ведь он дарит самую большую фантазию, одни только снежинки чего стоят, их разнообразию
нет предела. Белая бумага и тёмные пустоты одинаково интересны и гармонично дополняют друг друга. Показать некоторые игрушки для ёлки.
Практическая часть.
Предложить игрушки и украшения для ёлки: звезда Джонсона, рождественский ангел, вертушка с ангелами, фея, мудрец, колокольчик, кубик, вертушки, Дед Мороз, Снегурочка. Рассмотреть варианты оформления украшений и игрушек. Помочь ребятам в изготовлении.

2. Сложные подвески.
Приятно получать подарки от Деда Мороза, но не менее интересно самим придумывать и делать своими руками. Это могут быть различные гирлянды, многообразные подвески из шаблонов. Подвески в виде украшенной ёлки. Оригинальная новогодняя гирлянда делается из серебряной или золотой бумаги с помощью сгибания и надрезов.

Практическая часть.
Предложить сложные гирлянды ‘и подвеску. Показать использование шишек, конфет, веточки хвойных деревьев, яркой бумаги, фольги. Помочь в выполнении работ, в выборе декоративных дополнений, проявлении самостоятельности и творчества детей.

3. Игрушки — сюрпризы.
Это различные варианты подвесок, кусудам, шаров. Материалом для создания поделок служит белая, цветная, глянцевая бумага. Выбор материала зависит от замысла и целесообразности. Развивать фантазию, воображение, аккуратность в выполнении работы.
Практическая часть.
Выполнить модуль для cyпep кусудамы. Сложить 40 модулей, эта работа сплачивает коллектив. Сделать шар на ёлку.

3. Коробки для подарков.
Рассмотреть варианты коробок. Размеры коробок и их форма зависит от величины подарка или его формы. Большая роль в коробке отводится оформлению дополнительными элементами. Это могут быть и упаковки — игрушки: домик, круглые, квадратные коробки.
Практическая часть.
Предложить шаблоны некоторых коробочек: квадратной, с сердечками, треугольной. Помочь в оформлении работ. Игра «Угадай, что в коробке?».

4. Открытки.
Рассмотреть варианты открыток: Открытка — ёлочка, открытка — сюрприз, открытка — сердечко. Показать способы изготовления каждой открытки. Обратить внимание на оформление дополнительными элементами
Практическая часть.
Изготовление открыток. Оформить красочными поздравлениями и яркими декоративными элементами. Конкурс «Лучшая поздравительная открытка».

5. Праздничный стол.
Вы пригласили гостей. На стол нужно сделать карточки с именами, держатели для салфеток, салфетки на стол (для приборов, салфетка «Лилия», салфетка «Павлин», салфетка «Петушиный гребень»). Можно сделать игрушку — оригами для каждого
Практическая часть.
Изготовление салфеток, держателя для салфеток, игрушки для гостей. Конкурс «Самый красивый стол» — итоги всей работы по подготовке к празднику.
ОФОРМИТЬ НОВОГОДНЮЮ ВЫСТАВКУ
5. Мой бумажный мир.
1. Бумажный мир.
Включение в работы образа человека повышает интерес детей к предстоящей художественной деятельности, оживляет композиции, делает их более динамичными. Можно использовать темы, связанные с окружающей жизнью, передать взаимоотношение с человека с природой, птицами, животными. В своих работах важно передать разные ситуации, многообразие одежды, украшений.
Практическая часть.
Рассмотреть некоторые темы работ: «Наш город», «Мы туристы», «Мой бумажный мир». Предложить выполнить 2 работы по своему усмотрению, используя все свои знания по оригами.

2. Русские народные сказки.
Предложить детям представить волшебную страну «Сказочную», вспомнить, как она выглядит для разных сказок. Сначала нужно построить дома для её жителей. Затем обустроить города деревьями, цветами, дорожками. И, наконец, заселить волшебную страну сказочными персонажами из русских народных сказок. Иван — царевич и Василиса Прекрасная, сестрица Алёнушка и братец Иванушка, доктор Айболит, Емеля — и ещё многие другие герои.
Практическая часть.
Во время занятий развивать у детей сообразительность, творчество, умение использовать разные средства выразительности при создании сказочного персонажа. Продумав свою работу, дети приступают к её реализации. В каждом случае необходимо предоставить ребятам возможность разнообразно, красочно выразить содержание, проявить выдумку и фантазию.

3. Сказки народов мира.
Можно вспомнить много сказок зарубежных авторов. Это и Х.К. Андерсен, братья Гримм, «Сказки дядюшки Римуса» — Д. Харрис, сказки про Винни — Пyxa и его друзей и другие. Очень эффектны поделки с Золушкой, Снежной королевой, Кота в caпoгax и т.д.
Практическая часть.
Во многих сказках народов мира действие происходит в замках или возле дворцов. Для оформления нарядов сказочных персонажей надо отобрать бумагу ярких и нежных расцветок, широко использовать золотую фольгу, бумагу с золотым рисунком. Это поможет детям сделать, то — то необычайно красивое, оригинальное, неповторимое.

4. Город моих мультфильмов.
Очень часто дети хотят изобразить персонажи из любимых мультфильмов. Придумывают свои варианты для персонажей из мультиков. Рассмотреть варианты композиций для разных сюжетов. Можно предложить выполнить коллективную работу по разным мультфильмам.
Практическая часть.
Прежде, чем приступить к работе, нужно продумать все детали будущей работы, расположение персонажей и фон композиции. Все это стимулирует развитие творчества, помогает находить сходство бумажной игрушки со знакомыми персонажами.

5. Мой любимый персонаж.
Это итоговые занятия по сюжетно — тематической композиции. Выбрать произведения, в которых много знакомых и любимых персонажей. Это могут быть стихи, потешки, басни, рассказы. Предложить рассказать о своём любимом произведении.
Практическая часть.
Работа ребят по выбранной тематике. Помочь в оформлении работы, в выборе бумаги и фона. Закрепить выполнение игрушек — оригами. Работа помогает развивать внимание и интерес к окружающему миру и к художественным произведениям.
ОФОРМИТЬ BЫCTABRУ РАБОТ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПЕРСОНАЖ»

6. Игра «Сам придумай»
Овладев умениями складывать поделки приёмами сгибания, надрезания по типу оригами даёт возможность для организации разнообразных игр сюжетно — тематвческого характера, ролевых, игр — драматизаций, инсценировок. Игрушки создают условия для разнообразных игр на воздухе, с водой, песком. Объединить детей в подгруппы и выбрать тему для работы. Это может «Птичий двор», « Городок», «Магазин игрушек» и т. д. Ребята начинают активно усваивать новые способы изображения предметов, творчески использовать уже знакомые приёмы сгибания и складывания бумаги, видоизменяя облик игрушки, её размер и прочее. Игрушки оживают в детских руках и начинают новую жизнь.

7. Школа оригами.
1. Оригами для знатоков.
Знакомство с игрушками оригами, выполненными другими учащимися из Центров оригами Москвы, С.—Петербурга, Омска. Предложить переписываться с ребятами увлечёнными оригами. Просмотр журнала «Оригами — искусство складывания из бумаги».
Практическая часть.
Выполнить игрушки из журнала №1-6 за l999гoд под рубрикой «Детский уголок». Это: конкорд, царевна Лебедь, коробка Квана, голубки — перевёртыши, новый сорт тюльпанов, секретная коробочка.

2. Кирикоми оригами.
Продолжить показ работ, по оригами минуя базовые формы. Это журавлик, жар — птица, плетёный коврик, невозможный объект, круглые игрушки.
Практическая часть.
Выполнить предложенные работы. Предложить ребятам придумать свою работу в технике кирикоми.

3. Гофрировка.
Работы эти сложны в исполнении и требуют аккуратности и чёткости выполнения всех последовательных операциях. Познакомить с работами, выполненными в этой технике. Это орнамент «листики», магический кошелёк, гармонь.
Практическая часть.
Рассмотреть возможности использования бумажной «гармошки» при изготовлении поделок. Гребенчатую поверхность можно получить на основе треугольной, прямоугольной, квадратной формы. Это различные шары, вазы, орнамент «листик», гармонь.

4. Многомодульные фигуры.
Познакомить с работали из модулей. Это выпуклые многогранники, звезда «Давида», кусудама из модулей, двойной узор.
Практическая часть.
Выполнить эти работы. Помочь в выполнении многомодульных работ. Предложить объединиться в группы для выполнения работы.

5. Многогранники.
Рассмотреть некоторые работы из круга, треугольника. Деление круга на равные части: на 4, на 8..
Практическая часть.
Деление круга на части с помощью циркуля, и линейки. О правильном треугольнике. Выполнение работ из кругов. Выполнить правильный шестиугольник, нарцисс на основе правильного шестиугольника.

9. Оформить итоговvю выставку.
Привлечь всех ребят в оформлении выставки по всем темам.

10. Итоговое занятие.

Выполнить контрольную по оригами: птица Липина (без схем). Пожелать всем творческих успехов во всём

TEXHИКA БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

При работе с бумагой понадобятся ножницы, клей, кисточка; всё это надо аккуратно хранить, не размахивать ножницами, не играть ими, потому что ножницы — это режущий предмет и обращаться с ними надо осторожно.
Лучше применять ножницы с закруглёнными концами и разработанными рычагами. Ножницы не должны быть слишком длинными, лучше всего, чтобы длина его была 12 см. При изготовлении крупных фигур можно взять ножницы до 20 см.
Хранить ножницы целесообразно в коробке или высокой подставке кольцами вверх.
Кисти выбирать в зависимости от склеиваемой поверхности. Во время работы нужно класть кисть на горизонтальную подставку, а после работы — промыть водой и протереть.
Для склеивания лучше применять мучной клей, хорош и ПBA, но его следует немного разбавить водой. Силикатный клей не пригоден, так как он быстро желтеет, оставляет пятна на поделке. Для папиросной бумаги подходит декстриновый клей, потому что он не просачивается через бумагу. Следить за тем, чтобы не было комков, наносить тонким слоем на поверхность. Фигуры намазывают клеем на подстилке — картоне, газете, линолеуме.
После работы всё собрать, обрезки бумаги сложить в коробочку
— экономит бумагу.
При разрезании бумаги обратить внимание, что бы:
- линиясрезадолжнабытьчёткой, беззыубрин(этопроисходит
если тупые ножницы);
- прямые линии удобнее вырезать ножницами с прямыми концами;
- отрезаю бумагу по прямой линии, опускайте ей вниз, одновременно продвигая ножницы вверх;
- при вырезании округлых и других форм ножницы в правой руке остаются почти неподвижными, а бумага направляется правой рукой по намеченным линиям;
- очень мелкие детали и отверстия в бумаге вырезайте небольшими ножницами. Для этого сначала проколите острым концом ножниц небольшое отверстие, а затем вырезайте середину;
при работе с бумагой заботьтесь об экономии её расходования.

Сказка об умелице — рукоделице

Жила-была девочка. Больше всего на свете она любила играть в куклы и вырезать из бумаги разные затейливые узоры. Кукол она тоже вырезала из бумаги и наряжала в красивые бумажные платья. А однажды она решила построить своим принцессам кукольный домик.
В гости к девочке приходили подружки, и они вместе вырезали для кукол нарядные платья, украшения, цветы, домики, в домиках ставили кроватки, стульчики и столы. Дарили своим принцессам красивую бумажную посуду и создавали около их домиков сады, в которых росли деревья, цвели волшебные чудесные цветы и били хрустальные фонтаны, а через речку был перекинут лёгкий мост с ажурными решетками.
Постепенно подружки построили целый бумажный город, в котором жили маленькие человечки-гномики, принцы и принцессы, зверюшки и даже самый добрый волшебник. В садах пели птички, а в прудах плескались рыбки.
За умелые ручки подружки прозвали девочку Умелицей-рукоделицей.
Но как-то у Умелицы пропали её чудесные ножницы. Наверное злой волшебник украл их, чтобы девочка не могла больше вырезать красоту. Умелица горевала, а гномики грустили, потому что в их городе больше не росли деревья, не распускались чудесные цветы, а по вечерам не зажигались маленькие фонарики.
Прошло несколько дней. Но Умелица-рукоделица так и не нашла свои чудесные ножницы. Девочки принесли ей свои ножницы, но Умелица отказалась от чужых ножниц и всё надеялась найти свои.
Но вот Умелице приснился сон. К ней пришёл волшебник и сказал, что подарит ей ножницы, но для этого девочка должна сделать необыкновенный цветок без помощи ножниц.
Умелица долго думала, как сделать такой цветок, но ведь очень трудно без ножниц сделать даже листочек., наконец она придумала , как выполнить просьбу волшебника. Не даром её звали Умелица-рукоделица.
Умелица взяла разноцветную папиросную бумагу, сложила её гармошкой, а середину перевязала золотой ниткой. Потом распушила гармошку, и получился необыкновенный цветок. Счастливая Умелица поставила цветок в вазочку и тут
На окне под лучами утреннего солнышка сверкали и переливались всеми цветами радуги маленькие серебряные ножницы. Лезвия были сделаны в виде длинного клюва журавля, а кольца увиты фантастическими цветами. Старый добрый волшебник не обманул Умелицу и подарил ей волшебные ножницы, которые никогда не тупились и вырезали самые затейливые узоры.
Умелица с подружками сразу вырезали красивую гирлянду из цветов и украсили ею бумажный город гномиков.
Ты тоже научишься искусству вырезать и складывать из бумаги разные причудливые поделки. А для умелых рук совсем не обязательно иметь волшебные ножницы, ведь волшебство спрятано в твоих руках. Но сначала мы познакомимся с волшебными свойствами бумаги.

Какие навыки и способности развивает
Развивает способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания.
Развивает пространственное воображение - учит и читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объёме.
Знакомит с основными геометрическими понятиями.
Улучшает способность следовать устным инструкциям.
Развивает уверенность в своих силах и способностях -неуспевающих на занятиях оригами не бывает!
Помогает развитию чертёжных навыков.
Стимулирует развитие памяти. Ученикам хочется запомнить как можно больше фигурок на память.
Учит концентрации внимания. Складывать и заниматься чем-то посторонним невозможно.
Развивает творческие способности. Многие ребята становятся авторами собственных изобретений.
Стимулирует создание игровых ситуаций. На уроках оригами можно играть часто и весело.
Расширяет кoммyникaтивныe способности.
Позволяет почувствовать личную причастность к новому интернациональному явлению культуры.

Как научиться правильно зарисовывать схемы в оригами?
1. Приводим ряд практических советов, которые могут оказаться полезными для вашей paбoты. Они могут показаться простыми, но нам потребовалось около двух лет практики, чтобы постепенно их сформулировать.
2. Если вам в руки попало изделие, которое вы рассматриваете как оригинальное, не спешите. Попробуйте аккуратно разобрать и собрать его. Сложите изделие несколько раз. Убедитесь, что вы сами уверенно его воспроизводите. Для этого положение всех точек и линий на фигурке должно 6ьттъ однозначно определено.
3. Попробуйте выработать максимально удобную последовательность складывания. Не всегда первый вариант оказывается самым удачным.
4. Сразу же сделайте oт руки хотя бы черновой набросок основных этапов складывания. Иначе пройдет неделя, и вы опять будете ломать голову над этим изобретением.
5. Используйте только мeждyнapодныe ycлoвныe знаки, которые приводятся в учебнике. С их помощью можно справиться с работой любой сложности.
6. Окончательный чертеж может бытъ сделан на листе для пишущих машинок. Избегайте скромных клочков бумаги, выдранных из старых тетрадок. Уважайте свой труд. Работайте тонким черным фломастером или шариковой ручкой.
7. Работайте с помощью «метода точек›: приложите к листу квадрат, карандашом поставьте точки на бумаге по углам, уберите квадрат и соедините точки линиями. Если у вас твердая рука, это можно сделать без линейки. Согните бумагу, снова приложите получившуюся фигурку к листу, снова поставьте точки. И так далее. Так вам удастся сохранять пpaвильныe пропорции всех частей фигурки на чертежах. Когда изделие станет слишком маленьким, возьмите квадрат побольше и дойдите до пункта, на котором остановились, а затем двигайтесь дальше.
8. Вся последовательность складывания должна быть представлена серией пронумерованных рисунков.
9. На каждом рисунке обычно демонстрируется только одно действие.
10. Не втискивайте в один рисунок сразу пять линий сгибов - потом будет трудно разобраться. Вы можете начать схему складывания не с квадрата, а с какой-либо известной базовой формы, написав ее название.
11. Рисунки не дoлжны перекрываться. Оптимальное количество рисунков на листе машинописного формата - шесть - восемь.
12. Придумайте соответствующее название. Постарайтесь, чтобы оно было оригинальным. Помните - уже существуют сотни «птичек›. Обязательно укажите фамилию и возраст автора.
Категория: Преподавание оригами | Добавил: bozhoklv (02.03.2018) | Автор: материалы для рабочей программы
Просмотров: 302 | Теги: дидактические материал, рабочая программа, ктп по оригами
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Всё для оригами [4]
Бумага, инструменты,литература
Преподавание оригами [6]
Интересное оригами [1]
Интересные истории и факты,
Оригами
Категории
Сегодня:
Праздники России
Друзья сайта
  • Страна мастеров
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • WOlist.ru - каталог качественных сайтов Рунета
  • Вконтакте
  • Любимая вышивка

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz